понедельник, 6 февраля 2017 г.

В ГЛУБИНУ

В ГЛУБИНУ

Фридайвер Ханли Принсло из ЮАР посвятила себя просветительской работе о радости общения с океаном и его значимости.

ТЕКСТ: САРА ФАКРАЙ

“Это состояние полного, максимально возможного присутствия”, – говорит Ханли Принсло, вспоминая лучшие мгновения своих глубоководных океанских погружений на задержке дыхания. – “Ты отчетливо осознаешь себя самого и то, что тебя окружает, но более ничего”. Эта 37-летняя женщина побила 11 рекордов ЮАР по фридайвингу. Одного глубокого вдоха ей достаточно для того, чтобы погрузиться на глубину до 63 метров без дополнительной помощи, за исключением простой моноласты

Ханли выросла в ЮАР на ферме, со всех сторон окруженная сушей, и мечтала об океане, перечитывая любимые рассказы Джеральда Даррелла о детских экспедициях по затопляемым во время прилива природным бассейнам на острове Корфу. Тем не менее, Ханли и ее сестре Мариеке для жизни на природе в духе последователей Даррелла моря и не требовалось. Они вместе ныряли в ближайшей реке, общаясь под водой на собственном языке дельфиноподобных щелкающих и свистящих звуков, с соблюдением единственного условия – возвращаться домой до захода солнца. Отец девочек, бывший заводчиком и заклинателем лошадей, научил их взаимоотношениям между человеком и животными и тому, как их строить на основе взаимного уважения и понимания вместо господствования.
Держась на плаву на поверхности воды, она способна задерживать дыхание на невероятные шесть минут. Обосновавшись в Кейптауне, Ханли сменила соревновательный фридайвинг на более динамичные “дикие” погружения, однако по-прежнему чувствует потребность “возвращаться к этому ощущению падения в объятия океана с закрытыми глазами – к этому состоянию практически испытываешь тягу”.


В дальнейшем Ханли ждала актерская работа, участие в съемках социополитических фильмов в центральноафриканских зонах конфликтов в качестве режиссера и занятия с ведущими спортсменами техниками повышения психологической устойчивости. Вышедший в 2009 году автобиографический фильм Ханли “White as Blood” (“Белая, как кровь”) стала попыткой примириться с возвращением в ЮАР – в дом, где в свое время жил ее дедушка африканерского происхождения, бывший активным сторонником апартеида – после семи лет жизни в Швеции. “Я очень хотела внести свой вклад в перемены к лучшему в Африке, поэтому в тот период режиссерская работа вышла на первый план. Думаю, что создание историй – нечто непреходящее в моей жизни, то, чем я никогда не перестану заниматься”.

Зачастую именно на личных историях Ханли Принсло строит свои выступления в качестве мотивационного докладчика. В настоящее время она сотрудничает с консалтинговой группой UBS в качестве докладчика Глобального филантропического форума, а также проводит семинары по темам призвания, лидерства и риска. Несмотря на это, она не считает себя любителем риска в традиционном понимании. “Например, я ни за что не стану даже пробовать бейс-джампинг – статистика там ужасная! В ответ на это люди обычно смеются и говорят: “Но Вы же плаваете с большими акулами!” Так вот, акулы довольно предсказуемы. Меня же пугает неожиданное”.

В 2010 году Ханли Принсло основала Фонд сохранения океана I AM WATER, задача которого – помогать молодежи и взрослым восстанавливать связь с дикой природой. “Наши занятия по океану направлены на то, чтобы ребята лично познакомились с океаном и влюбились в него. Легко поставить им документальный фильм и сказать “Вот вам факты, вот какая красота”. Но по-настоящему изменить поведение способен только преобразующий личный опыт”.

Деятельность, направленная на сохранение океана, сейчас стала для Ханли Принсло основным занятием. “Океан дает нам больше кислорода, чем леса, поэтому мы не можем делать вид, что его состояние должно беспокоить только экологов”. Ключевые проблемы, на которые направлена работа фонда, хорошо известны всем: это избыточный лов, загрязняющие выбросы и изменение климата, приводящие к окислению океана, разрушению сред обитания и вымиранию видов. “Мне доводилось присутствовать на званых ужинах, где гости, в огромных количествах поглощавшие вопиюще неэтичные блюда из суши, смотрели на меня без тени сомнений и спрашивали: “Но мы-то что можем сделать?” Вы можете, например, не есть то, что сейчас едите. Если провести параллели с обитателями суши, это как если бы сейчас вы ели мясо тигра. Популяции этих живых существ тают. Мне больше всего хотелось бы, чтобы человечество стало дальновиднее. Если мы действуем, только когда требуются уже экстренные меры, мы жертвуем многим безвозвратно”.

Новейшим проектом фонда I AM WATER стало агентство исключительных путешествий, которое организует для клиентов фридайвинг с китами, дельфинами и акулами. Доходы от этой деятельности идут на финансирование молодежных программ фонда. Вместе с Ханли Принсло все свое время посвящает этому делу ее спутник жизни Питер Маршалл, пловец и обладатель ряда мировых рекордов. В прошлом году пара побывала в мексиканском Национальном парке Кабо-Пульмо, где находится ряд древнейших и ценнейших коралловых рифов Мирового океана – возрастом около 20 тысяч лет. Территория Кабо-Пульмо площадью 71 квадратный километр получила статус охраняемого морского района в 1995 году, причем, что довольно любопытно, по инициативе небольшой группы местных рыбаков, обеспокоенных сокращением запасов рыбы. В ноябре Ханли и Питер повезут туда группу на фридайвинг. “Это одно из немногих мест в мире, где по-прежнему можно совершать погружения среди огромных косяков рыб. Это невероятно. Когда плаваешь на поверхности, кажется, что под тобой – полное футбольное поле рыб, каждая – размером с батон. Именно существование таких мест, где меры по охране природы действительно работают, – “островков надежды”, по выражению Сильвии Эрл, – дает нам силы продолжать свое дело”.

Оригинал

Комментариев нет:

Отправить комментарий