пятница, 20 января 2017 г.

ПРОСТРАНСТВО МЕЖДУ НАМИ

ПРОСТРАНСТВО МЕЖДУ НАМИ
Переопределяя отношения между человеком и архитектурой, Оле Шерен переосмысливает назначение территорий общего пользования

Архитектор Оле Шерен меняет тра¬диционные представления о высот¬ном строительстве. За свою долгую карьеру этот сорокачетырехлетний уроженец Карлсруэ (Германия) успел поработать в Нидерландах, Нью-Йорке, Сингапуре и Китае. Представительства его бюро откры¬ты в Гонкоге, Пекине, а сейчас и в Берлине. Большинство его недавних проектов реализовано в Азии — это уникальные башни, которые потря¬сающе выглядят снаружи и удивляют внутри.

Шерен впервые приехал в Китай 24 года назад, следуя, как он признается GROHE, «интуитивном интересу». «Для Азии характерна высочайшая плотность городской застройки. Более половины мирового насепроживает в городах, и Китай здесь лидирует с большим отрывом. За последнее десятилетие вопрос о переосмыслении существования человека в столь плот¬ной среде лежит в основе всей моей работы, поскольку я ежедневно сталкиваюсь с этой проблемой». Период его работы в Китае совпал по времени с «политикой новой открытости» — экономическим бумом в результате реформ Дэн Сяопина, направленных на ускоренную модернизацию. «Поставленный в такие условия, Китай был вынужден действовать более решительно и искать новые подходы, поскольку старые попросту не работали. Естественно, работать в такой среде архитектору чрезвычайно интересно», — говорит Оле. На посту директора китайского филиала архитектурного бюро Рема Колхаса OMA Шерен спроектировал культовое здание CCTV, штаб-квартиру Центрального телевидения Китая, которое ознаменовало начало новой эры в китайской архитектуре. «Постройка здания CCTV совпала по времени со вступлением Китая в ВТО и триумфом Пекина на Олимпийских играх — все указывало на то, что Китай становится серьезным игроком на мировой арене. По¬этому мы отказались от традиционной иерархической структуры небоскреба в пользу конструкции, подчерки¬вающей ключевую роль гигантского коллектива. И это стало основополагающей идеей CCTV».Выход в публичное пространство
Главной движущей силой в его работе является вечно актуальный вопрос заселения людьми различных про¬странств с учетом их опыта и психологии в соотношении с психологией пространства. В результате по проектам Шерена был построен целый ряд жилых зданий, в том числе The Interlace в Сингапуре, Maha Nakhon в Бангко¬ке и 1500 West Georgia в Ванкувере, где прозрачность причудливо переплетается со структурированностью, а общественное — с частным. «Если взглянуть на приме¬ры моей работы, станет понятно, что меня больше все¬го волнует вопрос о том, как совместить частную жизнь с общественной, добиться чувства сопричастности друг другу и создать условия для взаимовыгодного обмена», — отмечает он. Эта цель отчасти была достигнута в The Interlace, «вертикальной деревне» из пересекающихся горизонтальных блоков, складывающихся в шестиу¬гольники, — таким образом формируется открытое про¬странство наподобие рыночной площади вопреки тра¬диционной типологии домостроения. Идея монолитного жилого квартала получила новую жизнь. Проект привлек внимание критиков и был удостоен награды в номинации «Здание года» на Всемирном архитектурном фестивале, который прошел в ноябре 2015 г. в Сингапуре.
«МЫ ХОТИМ ПРИДАТЬ
ГОРОДУ ОБЛИК, ВЫРАЖАЮЩИЙ САМУ ЖИЗНЬ»
В зданиях Шерена внешнее и внутреннее пространства неразрывно связаны друг с другом. «Основной вопрос, который связывает все мои проекты, заключается в том, как рас¬крыть безмолвный столб башни в крупномасштабной архитектуре. И как разбить крупномасштабную кон¬струкцию на отдельные компоненты, говорящие о профессии человека или о собственном назначении? Мы хотим придать городу облик, выражающий саму жизнь», — говорит он. «Эмоциональные отклики, кото¬рые здание вызывает, когда люди смотрят на него снаружи и когда находятся внутри, тесно взаимосвязаны. Мы выполняем большую часть
работ по дизайну интерьера наших зданий, и я считаю это неотъемле¬мой частью своей работы». Конечно, может показаться, что все эти идеи воплощены и в доме самого Шерена, однако это не тот случай: «Большую часть жизни я провел в маленьких безликих квартирках с минимальными удобствами, в которых из мебели был только матрас на полу и большой стол, необходимый для работы. Я очень много путешествую — и практически не бываю дома, — а следовательно, не могу позволить себе слишком много вещей, поскольку это резко ограничивает мобильность», — говорит он.
В своей работе Шерен наряду с потребностями клиента учитывает также культурный, экологический и урбанистический контекст. Задача ставится следующим образом: «как добиться того, чтобы здание было значимо не только само по себе, но и в более широком контексте общественного достояния города». Парадоксально, но его любимым сооружением является по сути скрытый от глаз Большой адронный коллайдер, ускоритель частиц в Женеве (Швейцария), где ведутся исследования фундаменталь¬ного устройства Вселенной. «Я никогда там не был, но я восхищаюсь этой потрясающей конструкцией, которая не имеет ничего общего с архитектурой».
Идеальный город
Отец Шерена тоже был архитектором, и одним из первых детских воспоминаний Оле были длинные коридоры университе¬та, где преподавал его отец, и выставленные там архитектурные модели. «В возрасте 14 лет я побывал в офисе, где отец ра¬ботал над своими проектами. В 21 год я получил свой первый заказ. Мне дали проект, и я его реализовал», — улыбается он. Его
началась в знаменитом архитектурном бюро Рема Колхаса OMA в Роттердаме. По его сло¬вам, он принял решение о работе в этой студии, поскольку Колхас был единственным из известных ему ар¬хитекторов, кто рассматривал архитектуру в социальном контексте. «Я пришел туда, поскольку искал диалога с ним. Думаю, на тот момент мало кто был способен на та-кой диалог. С тех пор мир изменился, и сегодня практически каждый может рассуждать практически на любые темы», — не без иронии заявляет он.
В конечном счете Шерен глубоко убежден, что архитекторы играют важную роль в преодолении вызовов все более урбанизирующегося мира, где строительство ведется по прихоти капитала. «Как архитектор я стараюсь «взломать» структуру здания — будь то небоскреб или любое другое сооружение, — убрать лишнее пространство и вписать здание в городскую среду, сделав его общественным достоянием. Ценность проекта при этом резко возрастает, поскольку он приобретает значимость как для города, так и для населения», — говорит он. Одновременно с этим архитектор отмечает: «Мы долж¬ны признать жестокую правду, что наши возможности крайне ограничены. В то же время мы должны с оптимизмом смотреть в будущее и верить в возможность перемен, поскольку в противном случае попросту не сможем работать, сдавшись еще до начала боя».

Оригинал статьи – GROHE Magazine #4 (http://magazine.grohe.com/en/magazine-2015-04/index.jsp)

ТЕКСТ:
ДЖЕНИ ФУЛТОН
ФОТОПОРТРЕТ:
МИРЬЯМ ВЭЛЕН

Комментариев нет:

Отправить комментарий